Что такое бухгалтерский баланс, для кого и чего он нужен?

Бухгалтерский баланс или правильнее бухгалтерская финансовая отчетность – это ряд определенных документов, которые отражают результаты жизнедеятельности предприятия; финансовое состояние имущества у организации и его источников на конкретную дату, то есть является главным информатором того, что есть у предприятия в наличии, чем оно «живет».

Общий состав бухгалтерской отчетности – это непосредственно сам бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах с приложениями.

Ранее нужно было еще представлять пояснительную записку и аудиторское заключение, теперь это обязательно не для всех. Такой стандартный набор отчетов формируют, сдают в налоговую инспекцию и в статистику, кроме того еще и публикуют в средствах массовой информации – крупные коммерческие организации и средние предприятия (кроме страховых и кредитных организаций).

Для кого нужен бухгалтерский баланс?

  • - в первую очередь – для акционеров, собственников для анализа и оценки эффективности ведения бизнеса, для принятия важных управленческих решений;
  • - для других внутренних пользователей, например, директоров, для оценки деятельности предприятия, прибыльности, ликвидности;
  • - для любых заинтересованных лиц извне, например, при обращении в банк за кредитом. Или для контрагентов – для оценки благонадежности и должной осмотрительности;
  • - для контролирующих органов – годовая финансовая отчетность должна сдаваться в ИФНС и в РосСтат.

Субъектам малого предпринимательства предоставлено право подготавливать свою бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде (только формы №1 и №2). Самые крупные предприятия, ведущие несколько видов деятельности, могут выбрать множественный вариант формирования финансовой отчетности.

Для чего всё-таки нужны бухгалтерские отчеты?

Данные бухгалтерского баланса позволяют любым пользователям в частности:

  • проанализировать текущее состояние предприятия;
  • оценить финансовую устойчивость организации через такие показатели, как доходность, ликвидность, платежеспособность;
  • выявить факторы и степень риска в принятии оперативных решений, по возможности – правильных и эффективных;
  • найти основные проблемы и наметить пути их решения;
  • разработать стратегию дальнейшего развития фирмы;
  • предотвратить допущения отрицательных результатов.