Может ли отказ от печатей привести к трудностям в работе компании?

С 07.04.2015 г. вступил в действие федеральный закон, который отменяет обязательное применение печати хозяйственными обществами. Изначальная цель, для достижения которой принимался данный закон - уменьшить количество времени и денежных средств, которых требует такой процесс, как регистрация предприятия.

Плюсы закона отмены обязательного применения печати обществами

Это должно было помочь Роcсии вырасти в рейтингах Doing Business, который ежегодно составляет Всемирный банк. Касательно эффективности и пользы для России на данный момент еще рано что-то говорить, как и о предполагаемой возможности России попасть в топ-20 данного рейтинга. Но уже сегодня закон наводит на размышления: не может ли привести отказ компании при ее основании от использования печати к возникновению трудностей в дальнейшем.

Такое развитие событий вполне может быть реальностью

Сейчас, после того, как закон об отмене печатей уже начал действовать, в нем появилось дополнение к старым словам из действовавшего ранее закона об обязательном использовании печати на документации, но в виде уточнения "при наличии печати".

Отсюда закон можно трактовать так: 

  • если печать есть - то ей нужно обязательно пользоваться;
  • если печати нет - то и пользоваться, соответственно, нечем.

Если предположить, что учредители на этапе создания компании решили работать без печати. Тогда на документации организации печать ставиться не будет.

Но как в таком случае будет фиксироваться факт отсутствия печати в компании? В настоящее время закон предусматривает наличие сведений о существовании печати в уставе организации. Таким образом, компания, которая передает договоры, акты и счета с отсутствующей печатью, должна так же передавать устав для подтверждения правильности оформления документов.

Кроме этого непонятно, как поступать с ведением документации, где обязательность использования печати прописана в нормативных актах. Это касается, например, трудовых книжек. Как отнесется к отсутствию печати трудовая инспекция непонятно, хотя обязанность ставить печать может быть прописана только в федеральных законах.

На сегодня сложившаяся ситуация, связанная с возможностью не пользоваться печатями, довольно противоречива. Решение по способу ведения документации в любом случае примет руководство организации. Поэтому руководителям придется тщательно обдумывать все возможные последствия того или иного выбора.