Многие предприниматели не знают о существовании такого регламентного документа и не видят в нём смысла. А между тем, грамотно составленная учетная политика (причем их две – для целей налогового учета и для целей бухгалтерского учета), не просто документ, а инструмент, позволяющий с одной стороны - выигрывать споры с налоговой инспекцией по неоднозначным моментам в законодательстве (коих предостаточно в налоговом кодексе), а с другой стороны – координировать и контролировать работу сотрудников своей организации, взаимодействие отделов/сотрудников между собой.
Учетная политика компании как основа бухучета
Можно сказать, что учетная политика это некая основа бухгалтерского учета; своего рода алгоритм, решение задачи, подсказка и одновременно ограничительный шлагбаум в процессе работы.
В зависимости от вида деятельности организации, от выбранной системы налогообложения – принципы отражения способов учета разные.
Документ учетной политики
Некоторые предприятия на разработке под свою специфику такого регламентного документа как учетная политика экономят, пользуясь роботами - сайтами в интернете для заполнения печатной формы. Да, это дешево, но сердито. Такой документ – шаблонный. В случае предъявления претензий со стороны налоговых органов – не сможет ничем помочь.
Между тем детально продуманный и проработанный документ позволяет грамотно учитывать:
- имущество организации;
- методы начисления амортизации;
- методы оценки товаров, материалов, сырья;
- списывать расходы,
- минимизировать налоговую нагрузку, т.к. все разночтения в налоговом законодательстве должны трактоваться в пользу налогоплательщика, но обязательно должны быть закреплены в учетной политике. Кроме того позволяет распределять прибыль между обособленными подразделениями,
- повышает эффективность документооборота, что позволяет экономить на трудовых и материальных затратах.
А очень многие организации знают о том, что такой регламентный документ должен быть, но не составляют его сознательно. Руководствуются принципом – как только возникнет необходимость предоставить учетную политику в ИФНС в рамках проверки, то сразу воспользуются шаблоном, распечатают и передадут! Можно и так поступить, но наспех составленный документ не всегда правильный и не гарант того, что в инспекции он понравится.
Резюмируя всё вышеперечисленное – пренебрегать грамотно составленной учетной политикой не стоит, ведь, как гласит пословица: «лучше один раз заплатить, чем всё время переплачивать»!